«Не хочу в школу,

или как родителю без потери для психики пережить начало учебного года»



Для того, чтобы понять, что чувствует ребенок в самом конце августа, достаточно вспомнить себя и свои ощущения в начале долгожданного отпуска и за пару дней до его окончания. Что это может быть? Если не брать в расчет небольшой процент трудоголиков и людей, по-настоящему живущих своей работой, то, как правило, это будет тоска, грусть, лень, желание вернуться в начало отпуска, в крайнем случае, - уволиться и даже сбежать на другой конец света. И это происходит по разным причинам: накопившаяся усталость, клубок проблем на работе (конфликты, неоцененность, неблагоприятный климат в коллективе), эмоциональное выгорание, слишком короткая фаза перехода от труда к отдыху и обратно – организм просто не успел перестроиться. И, нам, взрослым, как будто, все это понятно про себя. Но не про детей, хотя они - это маленькие мы, и школа для них – работа.
Немного подробнее о детях и их потребностях, исходя из теории возрастной психологии. Условно весь период обучения в школе от 7 до 17 лет можно разбить на три этапа, у каждого из которых свои задачи и особенности:
  • Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Значимым взрослым становится учитель, который становится более авторитетным, чем родитель. Ребенок учится учиться, с удовольствием и интересом получает знания, активен в освоении новых навыков. Результатом данного возрастного этапа становится теоретическое мышление, формирование воли и умения планировать свою деятельность.
  • Младший подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, направленное на познание себя и других, а также норм социального поведения. Главными становятся сверстники и их сообщества, отношения с которыми выходят за рамки учебы. Ребенок начинает ходить в школу больше общаться, чем учиться. Результатом
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет). Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, поиск себя в личностном и профессиональном смысле. Здесь уже молодые люди и девушки пытаются определиться с будущей профессией и  теми знаниями, которые им могут понадобиться для ее получения. Результатом данного этапа является личностное и профессиональное самоопределение, система ценностей.
В идеале, во всех вышеперечисленных периодах ребенок с удовольствием ходит в школу, удовлетворяя потребности, которые соответствуют его возрасту, будь то получение знаний, общение с одноклассниками или практика по учебным дисциплинам, необходимым для поступления.

Какие же могут возникнуть проблемы? Что за ними стоит? И как сделать так, чтобы ребенок, если не бежал в школу с удовольствием, то хотя бы просто туда хотел?
Вообще, все причины нежелания ходить в школу можно разделить на следующие группы:
1)Педагоги. Это и конфликты разного плана и уровня, и скучное-непонятное (по мнению, ребенка) преподавание, и выгорание самого педагога и пр. В данном случае, общаемся с ребенком, с педагогом, находим причину, пытаемся совместно со всеми участниками ситуации ее разрешить. В зависимости от уровня проблемы можно подключать руководство школы, психолога, ну и конечно, самого педагога.

2)Одноклассники и учащиеся других классов. Затянувшиеся конфликты, травля, страх быть изгоем, скачки самооценки – особенно резко все эти проблемы встают в в младшем и старшем подростковом возрасте. Здесь ключом решения всех проблем становится доверительное общение со своим школьником, понимание причин его поведения, искренность и обучение выстраивать личные границы. Тут может помочь и просто беседа, и личные примеры, и поиск дела по душе, обращение к психологу, запись на личностные тренинги для подростков, помощь классному руководителю в организации интересных совместных дел для класса.

3)Высокая эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка. Огромное количество кружков, секций, репетиторов, спортивные и художественные школы, непомерные домашние задания, внеурочная деятельность. У ребенка не остается сил и времени просто побыть с собой, почитать, поиграть, побегать с ребятами во дворе. Часто это амбиции родителей о всестороннем и гармоничном развитии личности ребенка, необоснованные страхи, что «все в жизни пригодится», «если будет слоняться без дела, обязательно куда-то вляпается». Но результаты могу быть плачевны – неврозы, снижение обучаемости, уход в себя, активный подростковый бунт, соматические проблемы и пр. В этом случае не хочется в школу, потому что все начнется сначала – учитель требует, тренера требуют, родители требуют, руководители в кружках требуют, а летом была хоть какая-то передышка. Проблемы этого плана решаются снижением внешкольной активности с сохранением тех видов деятельности, которые ребенку нравятся и в которых он успешен.

4)Переход в новую школу. Сюда же можно отнести и первоклассников. Нежелание начинать новый этап в своей жизни у ребят может быть связано со страхом неопределенности, тяжелым опытом взаимодействия в предшествующих социальных группах: травля, отсутствие какой-либо социальной группы, инвалидность ребенка. Здесь следует определить причины, провести предварительную беседу с педагогами, пообщаться с психологом, который подскажет, как снизить напряжение перед новым учебным годом и у родителей, и у ребенка.

В завершение хочется сказать, что все эти проблемы нужно исследовать в течение предыдущего учебного года и не пускать на самотек. Ключ к успеху: Ваша открытость, искренность, желание понять своего ребенка и помочь ему.